Не для знаний, а для экзамена.
Диссо, студент инженерного факультета из Шри Ланки, наклонившись над кульманом наносил последние штрихи к курсовому проекту, когда в комнату вошел его единственный сосед из Камеруна Бо . Вечно целеустремленный, задумчивый, победитель всех олимпиад среди иностранных студентов. Шляпа серого цвета, галстук по последней моде и костюм, купленный в Париже подчеркивали его статность, прищуренные глаза- ученость.
-Все, я бросаю учиться,- заявил он соседу возмутительным голосом, бросая дипломат на свою кровать.
Диссо выправился, подбирая слова, чтобы выразить свое удивление, ведь Бо был отличником учебы, примером для подражания другим студентам.
—Ты, что с ума сошел или,- Диссо сделал паузу, строя догадки,- провалил зкзамен?
-Нет, пятерка,- ответил Бо, откидываясь на кровать.
-Тогда в чем дело?- удивлялся Диссо.
-Ты представляешь- Олег- советский студент, который проживал в комнате напротив- тоже получил пятерку.
Лицо Диссо тронулось в улыбке.
-Ты что, завидуешь? Это нехорошо с твоей стороны. Все таки он-твой лучший друг.
-Да, это так.- Бо подтянулся на кровати, чтобы поудобней расположиться.- Это несправедливо. Ты понимаешь, он же не учится, лекции не пишет. Да, он всегда пишет только первую лекцию, потом идет в библиотеку, чтобы искать, какой книгой
пользуется профессор и все. Если не найдет в университетской библиотеке, то он любыми путями находит где-нибудь в другом месте. Я наблюдал за ним.- Он приподнялся, выставил указательный палец.- И он целый семестр валяет дурака, изучая иностранные языки, а в конце на тебе — пятерочка в зачетке по инженерным предметам. Как думаешь, это справедливо?
Диссо, с лысеющей кучерявой шевелюрой и бакенбардами как у Пушкина отошел от кульмана.
-Бо, ты же умник, приехал в Университет дружбы народов, проучившись два года в Сорбонском университете в Париже. Кто тебе мешает? Делай как он.
Бо тяжело вздохнул. Ему надо было принять ответственное решение.
-Ну, что,- не унимался Диссо,- кишка тонкая?
Бо растянул рот в улыбке.
-Да не так ты говоришь,- произнес Бо наставительно.- Это русская поговорка: «Кишка тонка». Так надо спрашивать.
-Тебе виднее,- вставил Диссо.- Ты же победитель всесоюзной олимпиады по русскому языку среди иностранцев. Ну что, кишка тонка?
-Нет не тонка,- решительно произнес Бо.- Увидишь, что я сделаю в следующем семестре.- В подтверждение он встал и протянул руку Диссо.- Я не уверен, но я попробую. Не уверен, потому что у нас с Олегом разные системы школьного образования: у него- советская, у меня- западная.
Каникулы закончились, начался семестр. Бо отошел от систематической учебы. Не зная, что делать со свободным временем, стал у Олега учиться играть в шахматы. Это его на время затянуло, и частенько можно было видеть Бо по коридорам общежития с шахматной доской под мышкой. Он радовался как ребенок, когда выигрывал и сильно переживал, когда проигрывал. Даже когда здоровался на вопрос:»Как дела?»- отвечал с огорчением:»Плохо. Опять проиграл»
Следующим увлечением Бо стала игра в спортлото. Студент Игнасио из Доминиканской республики, сосед Олега по комнате, с первых дней учебы в Москве увлекался этой игрой, не имея особых успехов: то выигрывал, то проигрывал. Когда к нему подключился математик Бо, они стали разрабатывать к этой игре математические модели, используя теорию вероятности. К ним пришел успех- один день они выиграли крупную сумму. На радостях Бо приобщился к пиву. Можно было этих двоих видеть в коридоре сидящими на корточках и попивающими пиво из горла бутылки. Азарт затягивал Бо все глубже. Но вскоре удача стала отворачиваться от них: то ли в теории вероятности закралась ошибка, то ли спортлото раскусило их. И один раз оба они остались без средств к существованию на месяц, заложив целиком стипендии в лото. Кое- как при помощи одной стипендии Олега они выжили втроем. С горе Бо закурил. Он начал медленно, но быстро приобщился к куреве. У него вскоре появился кашель. Врач предписал категоричное заключение – бросить курить. А Бо не мог- мозг все время требовал никотин.
Бо придумал хитрое философское решение: он отдал целую нетронутую пачку сигарет Олегу, попросив его при этом , не давать сигарету ему, когда он попросит. Не прошло и десяти минут, когда Бо тихо постучался в комнату Олега и вежливо попросил одну сигарету. Получив отказ, Бо без обиды вернулся к себе в комнату. Но мозг требовал дозы и, не выдержав и пяти минут Бо вновь оказался в комнате Олега в роли попрошайки. Он получил вежливый отказ во второй раз. Но в третий раз он получил пачку сигарет в жесткой упаковке в лоб. Это вразумило Бо, и он после этого перестал курить.
Семестр шел своим чередом. Двое в группе не учились- советский студент Олег и Бо из Камеруна- у них была своя тактика. Диссо наблюдал и иногда ,видя беспечного Бо, смеялся — шутка ли провалить сессию. Бо был спокоен, потому что получил кое-какие инструкции от Олега, внушавшие уверенность.
За пять дней до начала сессии они вдвоем пошли в библиотеку и обзавелись нужной литературой. Они забрались каждый к себе в комнату и начались гонки, при котором время приобретает другие очертания. Начинает его не хватать ни на отдых, ни на еду. Это время, когда так хочется, чтобы в сутках было больше часов, чем двадцать четыре. После первого же дня Бо осунулся- он, потеряв ориентиры времени, систематически стал опаздывать в столовую. Он голодал, уставал, нервничал, потому что чувствовал большие нагрузки. И случилась сенсация- Бо провалил первый экзамен. Первый в своей жизни. Авантюра закончилась крахом. Все переживали за Бо.
В посольстве от Бо потребовали объяснения.
-Я не знаю, почему так случилось,- оправдывался Бо.- Я сделал эксперимент и понял, что наша система образования учит мозг, а советская — тренирует.
-Это как?- Недоумевал представитель посольство.
Бо выдержал паузу, чтобы правильно высказаться.
-Вы знаете, советские студенты на экзаменах могут запоминать огромную информацию, если она нужна и забыть наотрез, если она не нужна.
Дипломат не понял и продолжал сидеть с открытым ртом.
-Вы понимаете, вот, например, мой сокурсник Олег когда сдает экзамен знает все, а когда, сдав экзамен, выходит из аудитории он не помнит ничего. Это как магнитофон: хочет- записывает, не хочет -стирает. Это я считаю продуктом тренировки мозга.
-Одну минуту,- недоумевал дипломат,- какой смысл учить, чтобы потом забыть.
-У них есть поговорка: не для знаний, а для экзамена.
Дипломат не понимал, он не усваивал сказанное и мотнул головой.
-Дело в том,- начал Бо втирать мысль,- Олег учиться на инженерном факультете, и он не думает работать по специальности- он хочет стать переводчиком.
-Почему?
-Потому что у них инженеров хоть пруд пруди. Зарплата низкая, а переводчики хорошо зарабатывают.
-Ладно с этим Олегом,- сказал дипломат, махнув рукой.- И что надо нам делать, чтобы быстро черпать много информации?
Бо сделал заключительный тяжело удавшийся вывод с тяжелыми последствиями и, глядя в глаза дипломата, сказал:
-Надо учиться в советской школе.
Бо после этого случая перестал искушать судьбу, остался верен своему стилю и, успешно окончив учебу, поступил в аспирантуру, а авантюра осталась в памяти как детская попытка залезть в чужой огород.
Прошло много лет. Группа иностранцев проводили исследования на предмет образованности в российской глубинке. Результат обескураживал: практически они не находили людей владеющих иностранными языками. Они возвращались обратно в город, когда на окраине хутора встретили взрослого мужчину в резиновых сапогах и оборванной рабочей одежде. Он толкал впереди себя тачку. Это был Олег.
-Пардон,- безнадежно обратился к Олегу один из группы, глядя на него поверх очков.- Ду ю спик инглиш?
Ответ всех ошеломил. Олег с достоинством ответил на чистом английском:
-Ес, ай ду. Еще я говорю на испанском и арабском.
-Это невероятно!- Воскликнул очкарик,- А…
Олег не позволил ему закончить вопрос, без труда догадавшись о его сути. Он с огорчением в голосе произнес: «Никто никому не нужен и никому ничего не надо».
Он развернулся и засеменил дальше, толкая тачку по ухабистой грунтовой тропе, которая шла от его сарая к свалке на окраине села.
Алевсет Дарчев.