Еще не было ни римлян, ни европейцев, когда в 450 г. до н.э. » отец истории» Геродот написал: «… здесь-на Кавказских воротах- научились возделывать шерсть и красить ее мареной…». Кавказскими воротами древние греки называли укрепленную зубчатыми крепостными стенами местность на отрогах Табасаранских гор Большого Кавказа с центром в городе с красивым названием «Албана». Это, пожалуй, единственное место, где величественные горы Кавказа подпитываются энергией Каспийского моря, узким отрогом, который упирается в его воды. За сто лет до этого не было и Персии: Кир еще не родился-Лидия и Мидия оставались самостоятельными государствами. Так что смело можно утверждать, что ковроделие ушло в сопредельные страны из Табасарана.
Этого вполне достаточно тем, кого занимает вопрос, откуда же пришло ковроделие на земли Табасарана, чтобы сделать вывод о том, что это искусство принадлежит им также как их язык и другие атрибуты культуры. К тому же весь арсенал лексикона орудий для возделывания шерсти вплоть до производства конечного продукта-ковра- имеет исконно родные корни.
Я полагаю, что на формирование культуры ковроткачества до Геродота прошла не одна сотня лет.
Приятно констатировать, что табасараны внесли свою лепту в мировое наследие культуры и сегодня их ковры украшают лучшие мировые музеи в Москве, Париже,Лондоне,Нью-Йорке, Вене, Токио. Они также стали достоянием и предметом гордости в богатых домах и дворцах президентов и королей по всему миру. Они удостоены золотых медалей на международных выставках и по достоинству признаны лучшими в мире: срок их эксплуатации 400 лет.
Раньше ковры ручной работы являлись одними из самых ценных предметов в дагестанских домах. В те времена средний ковер спокойно могли обменять на двух лошадей, либо на несколько голов мелкого рогатого скота. На вырученные деньги с продажи одного такого ковра, семья могла жить полгода а то и год. Даже в приданном табасаранской невесты обязательно должны были быть ковры ручного производства, а у табасаранов — хотя бы один из ковров должен быть соткан самой невестой.
Роспись всех ковров- это совершенство творческой графики художника, превосходящее обычное повседневное восприятие мира. В каждой росписи человек может ощутить, что угодно: горы, птицы, деревья, лица людей, их орудия труда-вообщем то, что волнует его в данный момент.
Удивительное и до сих пор непонятое самовыражение людей, которых поместили в окружение бесконечности и сказали:- живите и выживайте! Ковроткачество это тоже своего рода философия: ковра можно часами созерцать и читать по нему собственные мысли с одной стороны и также созерцать и растворяться в его пустоте, потому что ,может показаться, что там ничего нет.
С практической точки зрения ковер плюс ко всему прочему был издревле и остается сегодня основным элементом быта табасаранов: не найдешь ни одного дома, где нет ковра ручной работы- считается признаком лени и безразличия.
Главными героями здесь выступают табасаранские женщины, потому что это их занятие, их неутомимые золотые руки, их мироощущение. Женщина могла сесть за чистое полотно со своими мыслями, переживаниями, обуреваемая как радостью, так и горем и создать величественный памятник человеческого настроения.. Вот отгадать бы их язык- одни узоры без слов, и объяснений — и прислушаться к гулу истории, который беспощадно сметает все на своем пути, оставляя лишь островки, по которым человек может окинуть взором свои истоки. Самый большой груз в ходе истории ложился на их хрупкие плечи, и они не ломались- выдерживали. Они прилежно выполняли свои первейшие обязанности по дому, но когда было необходимо,они брались за оружие и мужественно выходили на тропу войны плечом к плечу со своими мужьями, отцами, сыновьями и побеждали также как сегодня это делает в спорте Елена Исинбаева.
Страбон считал «Кавказские ворота» страной амазонок, а Александр Великий мечтал встретиться с их царицей Филастрией.