Перейти к содержимому

Табасаранские ковры

Еще не было ни римлян, ни европейцев, когда в 450 г. до н.э.   " отец истории"  Геродот написал: "... здесь-на Кавказских воротах- научились возделывать шерсть и красить ее мареной...". Кавказскими воротами древние греки называли укрепленную зубчатыми крепостными стенами местность на отрогах Табасаранских гор Большого Кавказа с центром в городе с красивым названием "Албана". Это, пожалуй, единственное место, где величественные горы Кавказа подпитываются энергией Каспийского моря, узким отрогом, который упирается  в его воды. За сто лет до этого не было и Персии: Кир еще не родился-Лидия и Мидия оставались самостоятельными  государствами. Так что смело можно утверждать, что ковроделие ушло в сопредельные страны из Табасарана.

геродот

Этого вполне достаточно тем, кого занимает вопрос, откуда же пришло ковроделие на земли Табасарана, чтобы сделать вывод о том, что это искусство принадлежит им также как их язык и другие атрибуты культуры. К тому же  весь арсенал лексикона орудий для возделывания шерсти вплоть до производства конечного продукта-ковра- имеет исконно родные корни.

лена10

Я полагаю, что на формирование культуры ковроткачества до Геродота прошла не одна сотня лет.

Приятно констатировать, что табасараны внесли свою лепту в мировое наследие культуры и сегодня их ковры  украшают лучшие мировые музеи в Москве, Париже,Лондоне,Нью-Йорке, Вене, Токио. Они также стали достоянием и предметом гордости в богатых домах и дворцах президентов и королей по всему миру. Они удостоены золотых медалей на международных выставках и по достоинству признаны лучшими в мире: срок их эксплуатации 400 лет.

Раньше ковры ручной работы являлись одними из самых ценных предметов в дагестанских домах. В те времена средний ковер спокойно могли обменять на двух лошадей, либо на несколько голов мелкого рогатого скота. На вырученные деньги с продажи одного такого ковра, семья могла жить полгода а то и год. Даже в приданном табасаранской  невесты обязательно должны были быть ковры ручного производства, а у табасаранов - хотя бы один из ковров должен быть соткан самой невестой.

ковер президента2ковер президента

ковер президент1

Роспись всех ковров- это совершенство творческой графики художника, превосходящее обычное повседневное восприятие мира. В каждой росписи человек может ощутить,  что угодно: горы, птицы, деревья, лица людей, их орудия труда-вообщем то, что волнует его в данный момент.

ковер -тураг

Удивительное и до сих пор непонятое самовыражение людей, которых поместили в окружение бесконечности и сказали:- живите и выживайте! Ковроткачество это тоже своего рода философия: ковра можно часами созерцать  и читать по нему собственные мысли с одной стороны и также созерцать и растворяться в его пустоте, потому что ,может показаться, что там ничего нет.
С практической точки зрения ковер  плюс ко всему прочему был  издревле и остается сегодня основным элементом быта табасаранов: не найдешь ни одного дома, где нет ковра ручной работы- считается признаком лени и безразличия.

Главными героями здесь выступают табасаранские женщины, потому что это их занятие, их неутомимые золотые руки, их мироощущение. Женщина могла сесть за чистое полотно со своими мыслями, переживаниями, обуреваемая как радостью, так и горем и создать величественный памятник человеческого настроения.. Вот отгадать бы их язык- одни узоры без слов, и объяснений - и прислушаться к гулу истории, который беспощадно сметает все на своем пути, оставляя лишь островки, по которым человек может окинуть взором свои истоки. Самый большой груз в ходе истории ложился на их хрупкие плечи, и они не ломались- выдерживали. Они прилежно выполняли свои первейшие обязанности по дому, но когда было необходимо,они брались за оружие и мужественно выходили на тропу войны плечом к плечу со своими мужьями, отцами, сыновьями и побеждали также как сегодня это делает в спорте Елена Исинбаева.

лена1

 Страбон считал "Кавказские ворота" страной амазонок, а Александр Великий мечтал встретиться с их царицей Филастрией.

александр

филастрия

Разве не так поступила в описании Геродота Т!амириш (с прямым переводом с табасаранского языка как- дочь рыцаря)в войне против Кира, первого царя и основателя Персии. Я уверен: эти плетенные узоры создавались под воздействием простых эмоций с улыбкой на лице от счастья и слезами на глазах от горя. Поэтому столько узоров и орнаментов, не поддающиеся простой логике, где одно правило- симметрия во всем .  Но как бы то ни было, сколько бы мы ни говорили следует сделать один вывод: ковры Табасарана- это их культура, которую невозможно отделить от них как и часть тела.
Если бы мне предложили нарисовать герб Табасарана, то я бы нарисовал женщину, в одной руке которой-ковер, в другой- кинжал в качестве главных аргументов их выживания сквозь тысячелетия, несмотря на войны и потрясения.

81ковер табасаран

ковер1
ковер4 - копия

ковер6ковер7

ковер10ковер11
ковер13

ковер15
ковер17ковер18

ковер19

ковер20ковер21

ковер22

ковер24ковер25

ковер27ковер28ковер29ковер30

ковер31ковер33ковер34

ковер35ковер36

ковер37

ковер39ковер40ковер41

ковер42ковер43

ковер47ковер48

ковер49

ковер50ковер51

ковер53ковер55ковер58ковер59

ковер61ковер63

ковер65ковер66

ковер68ковер69

ковер70ковер71ковер73

ковер78ковер79

ковер81ковер85

ковер-бархалковер-бурмаковер-десте

ковер-кемсерковер-кесренковер-килимковер-кумсия

ковер-месмековер-перебедильковер-сумахковер-сумах1ковер-табасаранковер-тилимковер-шельфековер-эсбетковер-ширван

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.