Эбелцан. Честно сказать, не знаю что означают эти два связанных слова. Некоторые полагают, что «Эбел» в ходе истории претерпел изменения, а изначально звучал как «Эвел», что на табасаранском означает «древность». А«цан»? Думаю, что от слова «Ц!а»?Оставим вопрос открытым для читателей. Можете себе представить: еще до нашей эры табасараны назвали этот праздник весны «древним».Что, каменный век, когда человек в пещере разжег первый огонь? Получается, у народа с древнейшим языком и древнейший праздник, связанный с огнем и воскресеньем природы после зимних холодов.
Все ли обращают внимание на то, как с гор и крыш тает снег и начинает по улицам и руслам рек течь холодная как лед талая вода. Это время, когда холод зимы борется с теплом весны. Какое чудо: первые цветы прямо вырываются на свет из под снега . Какая смелость и очарование!
В воздухе стоит пар: напоминание парникового периода. Здесь то рождаются миллионы одноклеточных существ просто так сами по себе. Вот чудо природы матушки. Есть мнение- вот так в парниковый период сам по себе родился и человек вместе с остальными, составляя матрицу живой Земли. Да, это было яйцо.
Поэтому первым атрибутом табасаранского праздника «Эбелцан» является яйцо. Оно везде- на столах, в блюдах, в карманах детишек, чтобы состязаться со сверстниками, чье яйцо крепче. Победитель тот, у кого после боя оно уцелело Тут есть хитрости и ухищрения. В нашем селении один по имени Фарман, надо же додуматься, при помощи шприца высасывал всю жидкость и заливал туда воск- ему доставались все яйца, и он ходил с высоко поднятой головой Что поделаешь, эволюция мозга, а то бы жили в пещере и ели сырое мясо мамонта.
На печи у бабушек варился ДАНГУ, источая запах сушенных конечностей овец,пшеницы,фасоли… -они главные ингредиенты дангу, который варят также, как и тысячи лет назад.
Авараша-сливочное масло,жареная мука и сахар
Нит!иф- грецкие орехи и мед.
Не было ни телевизоров, ни радио, а лишь ограниченный круг общины с их счастливыми лицами. Что им оставалось делать,если сердца переполнены радостью оттого, что весна вступает в свои права- надо начинать с сохой пахать пашни, сажать овощи, , разжигать костры и ухаживать за деревьями? Отсюда и увеселительные обычаи, связанные с огнем.
Уф-ц!а.Девчата кучками собирались по домам родственников. Они на нитке под потолком вывешивали горящий уголек на уровне лиц и усаживались вокруг нее, чтобы отдуваться от него до тех пор, пока он не затухнет. А если вдруг уголек кого-то заденет, то это означало, что год у нее будет неудачным. Поэтому все участницы надуваясь и краснея распирали легкие, чтобы не оказаться неудачницей.Они с надеждой гадали любовь и смотрели в будущее.
Перепрыгивание через костер. Это своего рода- призыв к физическому совершенству: попробуй не прыгни или провали прыжок-это посмешище. Этот обычай, пожалуй, встречается у многих народов, в том числе и у русских в масленицу, что сближает людей и народы.
Скачки.На расстояние в три километра для молодежи устраивали скачки на лошадях- победителю доставался баран.
Подкидывание пирога или вареного мяса соседу или в любой дом по веревке через дымоход или окно. Если хозяин дома быстро не подхватит подкидыш и не сможет всучить его обратно в руки незваного гостя, то он становится должником последнего. Гость приобретает право диктовать условия выкупа долга- это может быть что угодно, но в умеренных рамках: пироги, вареная курица, различные угощения. Правда, весело? Хотелось бы окунуться в эту атмосферу старины.
Сегодня мы можем только имитировать, потому что нам чего-то не хватает: современная жизнь стала чересчур индивидуальной, а чтобы не сбылись пророчества пессимистов о том, что этот праздник со временем канет в лету, нужно шире отмечать и пропагандировать его также , как сегодня это сделали всем селом в Сиртыче.
Эбелцан запрещали иноземцы в угоду своей культуре, он одинаково уживался со всеми религиями:-язычеством, христианством, исламом- жив до сих пор, как атрибут народа и будет жить дальше..
Алевсет Дарчев.
Март 2016г