Перейти к содержимому

КАВКАЗ:»СЫН БУДЕТ ТАКИМ,КАКИМ ВОСПИТАЕШЬ»

  • автор:

(Лезгинская поговорка)

В  Дербенте по берегу Каспия на набережной идут строительные работы : кругом грязь, бетономешалки, строительные леса, десятки людей в грязной рабочей одежде снуют туда- сюда. Сразу видно – аврал.  Я подумал, что их кто-то сильно подгоняет, может, администрация города или Глава Республики Дагестан, чтобы подобрали хвосты после юбилея или новый проект. Написать то написал, но мне не нравится это словосочетание ,особенно его английский вариант, хотя наши чиновники его демонстративно употребляют с удовольствием. «The Head of the Republik of Dagestan» я считаю неудачным  переводом.  А надо бы»The Head of The Dagestan Republik» , чтобы прочитать как Глава  Дагестанской Республики, а не как Глава Республики  Дагестана- такой смысл, как будто кроме республики в Дагестане еще что-то есть .Германия, Франция, Словакия…-все они республики, и в официальном произношении   слово «республика» не используется.  Ладно, это мои переживания, не  имеющие никакого  отношения к делу.

Сегодня я еду в домостроительный комбинат, чтобы выписать один лестничный марш для гаража. Дорога плохая, улица испещрена непроходимыми ямами и забоинам — машина может утонуть в жиже.

В длинном коридоре  офиса комбината пусто, ни живой души. В углу приемной директора секретарша скучно тянет время.

-Можно? –я указал на дверь хозяина, спрашивая разрешения на прием.

-Да,- ответила она с безразличием.- Он один.

 

Директор, Джабраилов Гаджи- мужчина пожилого возраста одиноко сидит в мрачном настроении.

-Проблемы,- выпалил он.- Кризис. Зарплату рабочим не могу выплатить.

За его спиной я обратил внимание на портрет Ильича.

-Судя по портрету Ленина вы- коммунист?

-Да,- коротко подтвердил он.- Портрет не снимал и не сниму. Я убеждения не меняю.- Он откровенничал, видимо никто  не интересовался его жизненной позицией, толкая на воспоминания.- Раньше здесь кипело производство и социально- экономическая жизнь. Рабочим не надо было думать о житье- бытье и своем будущем: это делало государство и , благодаря такому энтузиазму, их руками в Дербенте за 45 лет было построено 900 тысяч квадратных метров жилья. По сути. Все панельные дома в городе обеспечивались плитами отсюда. Сегодня, имея мощности строить 100 тыс.квадратных метров в год, мы работаем в полсилы- никто никому не нужен.

-В городе после стихии 90-х не устояло ни одно более и менее крупное предприятие, кроме вашего. В этом, наверное, ваша заслуга.

-А кто бы удержал его от разорения. В 1968 году я его принял из рук в руки и дал людям обещание. Я не могу поступить как Горбачев, который дал клятву, а потом, когда поджали, слинял,  как трус, поджав хвост. Я так не воспитан.

Отличный собеседник, подумал я.  Неужели, человек Поступка, каких я ищу и днем с фонарем не могу найти в нашем духовно обнищаюшем обществе? Слово за слово и беседа затянулась. Ни он, ни я не заметили, как прошел час или больше, пока не зашла секретарша, чтобы предупредить, что ей время уходить.

Я узнал о нем все, да такие подробности, что ему приходилось копаться в глубине души, чтобы вспомнить детство, школу, свой род и главное деда по имени Гаджиалим. Это он  по всем традициям гор выковал из него Человека с большой буквы с характером и волей такой, что сегодня в свои 84 года продолжает трудиться и строить планы на десятилетия вперед.

От общения я получил большое удовлетворение и, забыв, зачем я пришел к нему, встал и стал уходить.

-Молодой человек, а зачем вы приходили ко мне?- спросил он, тепло улыбаясь.

Я остановился и чертыхнулся, хлопнув рукой по колену.

Он мне выписал лестничный  марш со скидкой . А я , придя домой, переложил его воспоминания на белый лист бумаги со всеми перипетиями его судьбы. Вот такие дела. Кому интересно, читайте на  KAVDOM.RU  или на сайте Дагестанской Правды.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *