Обычаи и традиции табасаранов, которые позволили им
сохранить себя сквозь века.
Старший в роду мужчина считается главой всего семейства и несет ответственность за всех: в дружбе и вражде.
Имущество и честь женщины рода стоит превыше всего.
Мужчины не вступают в конфликты с чужими женщинами.
Женщина занимается уходом за домом: соблюдение семейных традиций, готовка, дети, убранство чистота и порядок.
Женщины издревле ткут ковры и обучают девочек традиционному ремеслу с раннего детства.
Женщина ,ожидающая ребенка, избегает излишних встреч с родственниками.
Выдав дочь замуж, отец не вмешивается в ее личную жизнь- она уходит в чужой дом, где могут быть другие семейные правила. Но за ним всегда остается последнее слово при решении судьбоносного вопроса дочери.
Зять никогда не ведёт себя панибратски с родственниками жены – всегда остается дистанция из понимания того, что мужа и жену может разделить одно слово.
Сноха не называет по имени родственников мужа, даже дальних, она даёт им вторые имена – адаш, дада, халу, хала.
Невесту,когда заходит в дом новой семьи, должна опустить руку в тарелку с мукой и ударить ее об двери.
Молодой жених в день свадьбы не показывается на глаза старшим родственникам.
Невеста не перечит сиччар аба,если даже он не прав.
Невеста в доме встает раньше всех и ложится позже всех.
Невесту по очереди приглашают домой родственники, и она должна помогать готовить пищу и стараться не сидеть, сложа руки: родственники приглядываются к ней, давая про себя оценки.
Молодая женщина не ходит одна: она берет в сопровождение хотя бы мальчика-подростка из родственников.
Мужчина в присутствии родителей и родственников не называет по имени свою жену.
Когда хозяйка дома выпекает в тандыре хлеб, то обязательно угощают хлебом соседа.
Новорожденного ребенка сорок дней оберегают от чужого глаза, а когда посещает его близкий родственник, сначала ребенка выносят за двери и только потом гость заходит домой.
Дом в наследство достается младшему сыну.
Если дома нет взрослых мужчин,то роль главного достается мальчику любого возраста.
При строительстве дома на закладку фундамента собирается все село-мил.
Соболезнование по утере является обязательным атрибутом народа: люди приходят селами. Их на поминки расселяют в гости по домам, куда родные загодя заносят садакьа- два кило мяса.
Хозяин дома не садится, пока не сядет гость, причем на самое почетное место.
Когда проводят гостя, хозяин должен проводить его за двери и не возвращаться, пока тот не отдалится.
Мужчина не берет на руки своего сына в присутуствии отца.
Мужчина идет впереди женщины: заходит в дом и выходит первым.
Мужчина по дороге идет на шаг позади старшего.
Мужчина не переходит дорогу старшему.
Гостеприимство – древняя традиция. Дорогой гость приходит без приглашения: особый намек на близкие отношения.
Гость в доме –хозяин: каждый уважающий себя человек должен держать для гостя по статусу на всякий случай все лучшее,что у него есть: курицу, барана, быка.
Мужчина должен строго следить за языком, когда произносит имя другого человека.
Прежде чем выпить воду, предлагают ее тем, кто рядом.
Воду первым дают младшему.
Отец никогда не хвалит своего сына, считая, что это должны делать другие.
Братья относятся с заботой к сёстрам. Сёстры с нежностью к братьям.
Беда одного – беда всех: всегда все придут на помощь.
Старость в почете и со стариками советуются по всем вопросам, чтобы они не испытывали одиночество. Потому что, как я где-то писал:старость имеет смысл только тогда,когда ты кому-нибудь еще нужен.
Если нужно принять значимое решение в семье,необходимо поставить об этом в известность старшего тухума.