Перейти к содержимому

Табасаранские поговорки

 

 

 

О СЛОВЕ И ЯЗЫКЕ.

Изучая поговорки табасаранов, я  не ожидал натолкнуться на такую глубину  народной  мудрости. Если судьбу человека рассмотреть как совокупность его решений- человек в каждую секунду решает, что делать, куда пойти, что сказать- то начинаешь понимать актуальность и значение этого свода «Закона о морали» , которая досталась народу в наследство из глубины веков. Прежде чем какое- либо событие оформится в пословицу, люди по настоящему должны были  пережить его, выстрадать  и только тогда оно находило отражение на устах людей, передаваясь от  поколения к поколению, от отца к сыну. Читая книгу Малика Магомедовича Гасанова «Табасаран халкьдин гафнан гавагьирар» от 1978 года, я по -настоящему испытал гордость за богатство тематики- законы морали и нравственности на все случаи жизни.  Я уверен: человек, который выучит наизусть все  эти премудрости и будет жить по ним, никогда не споткнется и не ударить лицом в грязь.Я благодарен ему за  бесценный труд, который не позволил нам потерять ту нить, которая через язык продолжает помогать оставаться на связи с ушедшими поколениями. Я чувствую, как они жили, как выживали, как боролись против зла, обмана, предательства, трусости и как поощряли добро, гостеприимство, храбрость и готовность на самопожертвование ради своей родины и близких. По сути  это- руководство к действию, который помог народу выжить среди стихии тысячелетий и сохранить себя.

Век глобализации наносит ощутимые удары по самобытности малых народов: молодежь начинает пренебрегать родным языком, что прямиком ведет к потере ориентиров идентичности. Потеряем поговорки, язык — потеряем все: и самобытность и культуру- и будем людьми не помнящими родства. И это при развитых средствах коммуникации. История сурова и не прощает нигилизма по отношению к культуре:  слишком  дорогую цену придется платить будущим поколениям, когда порвутся звенья исторической последовательности. Поэтому я решил представить читательской общественности народные поговорки, выстраданные временем, чтобы их помнили и приумножали.

 

 

 

 

 

 

Язык может навлечь и мед, и беду.

 

Горы и скалы портит ветер, а дружбу- плохое слово.

Если тот, кто говорит- бессовестный, а тот, кто слушает должен быть совестливым.

Чтобы удержать, нету хвоста, а чтобы поставить — нет основания. Это слово.

Словом не накормишься.

У того, кто без нужды говорит, видны зубы.

Сколько ни спрашивай, обман не станет правдой.

Длинному слову- короткий ответ.

Не разговаривает тот, кто лежит в могиле.

Мокрый язык может сказать что угодно.

Кому не  больно от слова, тому не больно и от палки.

Кого не жжет слово, того не жжет и крапива.

Если хоть криво сидишь, но говори прямо.

Кто говорит правду, смотрит в глаза, а кто обманывает- в ноги.

Мельница, которая плохо молит, много шумит.

Корова, которая много мычит, много молока не дает.

У кого длинный язык, дела бывают короткие.

Высохшее дерево плоды не дает, пустые слова толку не дают.

Хваленые слова — беда для головы, тонкий лаваш- для желудка.

Слово принадлежит тому, кто первым сказал.

Слово, сказанное с опозданием, может достичь только пятки.

Ты- хозяин слову, пока не сказал, а когда сказал, слово- хозяин тебе.

Не все, что приходит на ум надо гонять на губы.

Слова старшего до младшего доходят с опозданием .

У счастливого —  язык — сладкий.

Если не хочешь говорить правду, найди слова, чтобы не обмануть.(Чистая философия)

Того, кто не знает языка, можно научить, а тот, у кого нет совести, не наберется ее никогда.

Тому, кто понимает достаточно знака.

Правда может резать металл.

Слово вытягивает слово, а груз  — осел.

Кто бережет язык, тот сбережет и голову.

То, что увидел — проглоти, а о том, что не увидел, не говори.

Чтобы задеть невесту, задевают дочь.

Рана от кинжала проходит быстрее, чем от слова.

Позора больше тому, кто сказал, чем тому, кто сделал.

Не сей там, где не растет, и не говори там, где могут тебя не понять.

 

О БЕДНОТЕ И БЕДНОСТИ.

У бедного даже в соли могут завестись черви.

Голод сильнее стеснительности.

Бедность- не друг стеснительности.

Кто видел голод, тот знает, как искать хлеб.

Набить бы брюхо и умереть.

Когда приходит тяжелое время, человек начинает искать того, кто должен или того, на кого надеется.

Дома нет муки на замес, а сам ходит как господин.

У кого ничего нет, тот ничего не потеряет.

Бедный живет надеждой: облака не всегда застилают луну.

У бедного жизнь проходит пока он соизмеряет богатство другого.

Для бедного базар- это больное место.

За богатством может наступить и бедность.

Тому, кто хочет спать, матрас не нужен, а тому, кто голоден к хлебу сыр не нужен.

Глядя на быка- если придет должник, заберет либо тебя, либо меня.

Молитва: чтобы добрый никогда не нуждался в помощи негодяя.

Голод заставляет искать ворота даже врага.

Праздник не бывает каждый день, а в праздник не бывает голода.

Когда покупает бедный, спрашивают:»Где купил?», а когда покупает богатый, говорят:»Поздравляем»

Богатый и жадный по утру занимаются своими делами, а бедный думает- покушать бы что-нибудь.

Правда- хорошо, счастье -лучше.

Правдивому и горы помогают.

Наглому открыты все дороги.

Там, где нет уважения, не будет ни богатства, ни добра.

Негодяй не умирает своей смертью.

Не ходи сзади лошади, спереди собаки и близко к негодяю.

Когда приближается смерть, змея выходит на тропу.

Пока он держит кинжал в ножнах, дома рухнут.

Если даже волку отдашь половину отары, он не насытится.

На одной кормушке две собаки не уживаются.

То, что  принесет тебе ветер, унесет метель.

Все будут кусать того, кто окажется внизу.

Большое желание покупать вызывает маленькая цена.

Кто хочет всего, остается без ничего.

Желудок полный, а глаза- голодные.

Если не экономить, то и вода в море не останется.

То, что сбережешь сегодня, будет находкой завтра.

То, что отдал руками, приходится возвращать ногами.

Тот. кто сворует иголку, способен своровать  и буйвола.

Вор вора узнает издалека.

Сворованное не насытит желудок никогда.

Не говори зайцу-беги, а собаке- гавкай.

Широкая дорога не бывает без тропинок.

Собака не грызет кости собаки.

Каждый видит соседа богаче, а себя умнее.

 

Он из тех, кто ложкой дает мед, а хвостом колит глаза.

Он из тех, кто вытаскивает кишки из мухи.

Он из тех, кто стрижет шерсть с яйца.

Он из тех, кто одним яйцом может прокормить целое село.

Он из тех, кто, пряча хлеб, умирает от голода.

Он из тех, кто может  свести на речку и не дать воды.

Он из тех, кто может вытащить теленка из-под быка.

Он из тех, кто, видя кабана, ищет его по  следу.

Он из тех, кто, стоя в речке выше, обвиняет стоящего в речке ниже в том, что тот мутит воду.

Он из тех, кто ищет хлеб под головой умершего.

Он из тех, кто не отпустит, если даже стукнешь по руке.

Он из тех, кто, находясь в камыше, обвиняет того, кто стоит на дороге.

 

 

О ПАТРИОТИЗМЕ. О ЛЮБВИ К РОДИНЕ. О ЕДИНСТВЕ.

Без гнезда и птички не бывает.

И птица возвращается в свое гнездо.

За тебя никто не будет расширять твой ручей.

Сплоченная отара волка не боится.

Нет ничего необычного в том, что камни в одной речке бьются друг об друге.

Черешни на дереве краснеют глядя друг на друга.

Одним цветком весна не приходит.

От одной щепки костер не разгорается.

Из одной шепотки муки хлеб не испечешь.

Тот, кто плачет только о себе, может ослепнуть.

Пусть и кабан в лесу одиноким не будет.

Кто общается с  идиотом, будет идиотом, а кто общается с умным, будет умным.

Кто идет впереди стада, получит по рогам, а кто идет позади стада- по заду.

Чем один погибнет, лучше, чтобы двоих ранили.

Кто вместе с людьми, от людей не прячется.

Дело, сделанное по разумению одного , может принести как пользу, так и вред.

Если котел общий, то он может закипеть и без костра.

Благополучное село можно определить по дымоходам.

Если сосед хороший, то и лысая выйдет замуж.

Сам себя не хвали- подожди, пока другие это сделают.

 

О СЕМЬЕ.

В семье, где есть согласие, их земля превратится в золото.

Муж, которого оберегает жена и быки, которых оберегает муж, всегда будут впереди.

Жена проявляется, когда наступает бедность.

Дом строит муж, а оберегает его-жена.

(табасаранка 1926 год)

Отца начинаешь понимать тогда, когда сам становишься отцом.

Заднее колесо всегда следует за передним.

Если дома нет старшего, спрашивай старого камня.

Тот, кто не слушается старшего, может попасть в большую беду.

Не будет семьи у того, кто говорит: «Если сломаются сани, пригодятся для костра, а если сгинет бык, то будет дома мясо».

Даже на свалке может вырасти цветок.

Козлу свои рога не в тягость.

Хорошему сыну добро не оставляй- он сам сделает. Плохому сыну добро не оставляй- он пустит его по ветру.

Старший дома не должен выглядеть младшим вне дома.

Дом- крепость.

Не плачущего ребенка не кормят.

(Продолжение будет.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *