Споры и дискуссии в НИИ им Тахо Годи
вокруг творчества табасаранского писателя Левсета Дарчева.
Министерство науки и образования РД поручила институту дать заключения на творчество писателя на предмет включения книг в школьную программу Дагестана и вот что из этого вышло.
Часть 1
Ответы писателя на
Заключение Муслимовой М.Ш.,—- специалиста института.
по итогам рассмотрения художественной ценности книги Левсета Дарчева..
Несколько лет назад книги данного автора были проанализированы сотрудниками ДИРО, мной в том числе, в связи с его обращением в Министерство образования РД по вопросу рекомендации его произведений образовательным учреждениям республики. Заключение было дано отрицательное. Отметив в преамбуле, что настойчивость в попытке навязать системе образования посредственную книгу не является основанием для принятия положительного решения, остановимся на конкретных недостатках, исключающих положительное решение просьбы автора.
Критик не успела покритиковать меня, ошиблась сама, запутавшись в неуклюжем предложении: «…исключающих положительное решение просьбы автора» по-русски так не пишут и не говорят. Нужно писать-…исключающих положительное решение НА просьбу автора.
В отчете она нашла следующие «несуразности»-выделяю курсивом:
«зияла мозоль»,
Автор имел в виду- виднелась мозоль .Так что и мазоль имеет свойство зиять, если она глубокая и кровоточащая.(Посмторите словарь и синонимы к слову зиять)
«со своим напорством»,
Согласен: такого слова нет в словаре, однако в литературе оно напрашивается на язык вместо сложного «напористости» Другой автор: «Я со своим напорством, как писала Влади в своей книге о Высоцком «он подошел и сказал:…»
Вот поэтому, почему бы НИИ Тахо Годи не выступить с инициативой в Московский институт русского языка о введении в язык нового слова «напорство». Есть отец, есть отцовство. Есть сосед, есть соседство. Есть напор, а почему нет слова «напорство» вместо сложного «напористость». «СТВО» -это словообразовательная единица, образующая имена существительные, отображающие свойство, в данном случае- свойство человека. Это распространенный опыт: в свое время при составлении арабского словаря мне приходилось вводить пару слов в арабский технический язык, чтобы заполнить брешь.
«нервы взбунтовались».
Читайте русского поэта: «А нервы…смерзлись. Прикипев. И нервы взбунтовались хором»
«бегал из улицы в улицу»,
Маяковский-« Из улицы в улицу» Это по -русски означает: ходить по улицам, бродить по улицам.
«оторопел с открытым ртом»,
Да, оторопел с открытым ртом- это означает: пришел в сильное замешательство, растерялся от неожиданности.
«его напряжённый мозг выдал идею»
По вашему «напряженный мозг» перестает работать? А если вас смущает само словосочетание, то прошу заметить — это медицинский термин.
«От напряженной мысли его лицо скорчилось»
Словарь: «скорчилось» означает искривилось. От нервного напряжения его лицо искривилось. Загляните в интернет, и вы найдете литературное выражение Л.Дарчева.
litres.ru›levset-darchev-17618757/nadezhda-i-…
Он стал расхаживать взад-вперед, сцепив руки за спиной. От напряженной мысли его лицо скорчилось.
Автор допускает лексические ошибки, не понимая контекстное значение словом(состояние героя, испытывающего ярость, выражает словом «пролепетал», стр lt>).
Критик допускает ошибку, не понимая значение слова лепетать. При психоэмоциональном состоянии, в том числе и в смятении и ярости люди могут лепетать. Обратитесь к Пушкину
В смятенье, в бешенстве немом
Она зубами скрежетала
И брату хладным языком
Укор невнятный лепетала…
В ряде рассказов книги «Надежда и разочарование» основная мысль рассказа работает на дискредитацию страны, общества, ценностей. Так, в рассказе «Никто никому не нужен, никому ничего не надо» доказывается порочность отечественной системы образования перед зарубежной.!!!
А вот этого не ожидал от специалиста, курирующего литературу в республике: хорошо, что не назвала эту книгу преступлением против человечности. Сразу видно, что специалист НИИ Тахо Годи не может вникнуть в текст и осознать глубину трагедии героя, который, получив прекрасное образование, благодаря советской системе образования, стал одновременно инженером и переводчиком по трем языкам, но затем с развалом любимой страны стал никому не нужен, разделив судьбу миллионов советских специалистов высокого класса. За подробным ответом по этому произведению обратитесь к коллеге- я там не поскупился на слова. Этот рассказ- крик души на дискредитацию лучшей в мире системы образования, а не наоборот, как желает представить специалист НИИ.
В ряде произведений нет никакого смысла, а содержание настолько противоестественно и противоречит законам эстетики, что способно вызвать только отторжение учащихся от литературы («Заговор», «Красиво жил, красиво умер»
По этим словам, сказанным в адрес произведения «Красиво жил, красиво умер» можно сделать вывод, что у критика, педагога отсутствует элементарные чувства сопереживания к людям, которых мы называем «отец» и «мать», и у нее нет никакого желания привить эти чувства школьникам.
В чем суть рассказа: по достижении семидесяти лет и потеряв работу, герой рассказа, который еще вчера был востребован друзьями и окружением, вдруг обнаружил, что он больше никому не нужен. (Ситуация довольно таки распространенная в нашем обществе). На юбилей не приехал единственный сын- он в тот же день улетел в Испанию. Дочери, живущие в Канаде, даже не соизволили позвонить и поздравить пожилого отца, который их вырастил. Жена не смогла его успокоить: он, отпраздновав юбилей в ночь с друзьями, которых ему удалось завлечь к себе, якобы на свои похороны, даже не захотел зайти в дом, а просидел в кресле во дворе дома. Жена укрыла его пледом и присела рядом, забрав его руку в свою. К утру она проснулась от ледяного холода от его руки: он умер.
Жаль, что среди наложенных друг на друга сюжетных коллизий критик не увидела проблеска скрытых мыслей героя о том, что он в последний раз поговорил с сыном по телефону, в последний раз за столом радовался с друзьями, потому что он знал, что серьезно болен и может умереть в любой момент.
Неужели, думаю, эта сцена не взволновала сердце такого чуткого и наблюдательного литературного эксперта из НИИ и она не увидела «никакого смысла» . Поразительно!
Однажды мне на телефон прислали голосовой отзыв молодой девушки на это произведение: она рыдала. Сразу понял: она пережила нечто подобное по отношению к отцу или матери.
Этим рассказом я хотел довести до молодых людей, что родителей надо любить, пока они живы. ВОТ МОРАЛЬ ЭТОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ.
Информация о том, что Левеет Дарчев -известный российский писатель», не соответствует действительности.
1.Как бы она хотела, чтобы это было правдой. Ничего не скажешь- ненависть так и прет во все стороны. Если отложить в сторону такое нравственное понятие, как скромность, могу сказать: мои произведения стоят на полках ведущих книжных магазинов страны и за рубежом; электронные версии выставлены на сайтах не одного десятка крупных книжных компаний, стоят, а может уже продали в 52 киосках «Союзпечати» по Дагестану . Это AMAZON.COM; LITRES; MYBOOK.RU; LIVELIB.RU; HISTORYTIME.RU; LITMIR.ME; RULIT.ME; MOREKING.ORG; LIFE.RU; FICIONBOOK.RU; LIBS.RU; ALDEBARAN.RU; KINDBOOK.NET; READLI.NET; ROYAL.LIB.COM; KNIGGER.COM; BOOKIZ.RU; COOLLIB.NET; READRATE.COM; BOOKLAND.COM; SPISOK-LITERATURE.RU; UKAZKA.RU; RUSLANIA.COM; BESSONA.RU; CHITALNYA.RU; ALIEXPRESS.RU; OZON.RU и множество других.
2.Заглянув в интернет, не каждый поймет, что вкладывает критик в понятие «известность»
3.Дагправда. Выпуск: №№245-246.. 2020 год. «Роман о человеке долга». Автор:Валерий Терехин, писатель, кандидат филологических наук
4.«Результатом творческих усилий набирающего известность российского писателя стал роман о человеке долга. Именно таких людей не хватает сейчас в нашем многострадальном Отечестве…Некомпетентность причисляющих себя к элите недоучек, купивших высокие должности либо подсаженных на них в силу принадлежности к авторитетному клану – всё оборачивается горем для простых людей. И в этой обстановке голос писателя эхом отдается в голове читателя и буравит сознание»
Провел одну встречу в табасаранской школе, написала о нем табасаранская газета, есть одна статья редактора его книг в «Дагестанской правде».
1Ложь. Я по ходу подумал, что она напишет, что и редактор- табасаран по национальности: не оправдались ожидания. Не перестаю удивляться ее логике : набрасывая слова на лист, она даже не поинтересовалась, где, в каких местах я проводил презентации и встречи. Потому что, она просто уверена, что я живу в горах Табасарана, в сакле, а в город спускаюсь лишь за солью. Конечно, такие критики, просто по логике вещей не могут и в мыслях допустить, что такие люди из Табасарана могут стать известными писателями, чьи произведения будут изучать в Дагестанских школах.
2.агестанская правда 19:05 03.02.21 «Дагестанский писатель встретился с курсантами Президентского военного училища в Ставрополе»
3.В Ставрополе состоялась встреча дагестанского писателя Левсета Дарчева с курсантами и офицерами военного училища, куда он был лично приглашен руководством учебного заведения…
«В завершение встречи руководство училища выразило благодарность Левсету Дарчеву за бескорыстный вклад в воспитание подрастающего поколения. Было отмечено, что такие встречи будущих офицеров и писателя станут регулярными».
4.Учительская газета Выпуск 10 от 28.05.2019 г Встреча с писателем
Когда-то французский писатель Антуан де Сент Экзюпери мудро заметил: «Самая большая роскошь – это роскошь человеческого общения»… Общение с человеком талантливым, тем более представляющим на литературном поприще наш древний Дербент – двойная роскошь.Вот на такое общение недавно собрались учащиеся МКОУ «Араблинская СОШ» и «Рубасская СОШ» Дербентского района с российским писателем Левсет Насуровичем Дарчевым.Рассказывая о своих книгах, автор отметил: «…Хочу всему миру рассказать о людях Кавказа, об удивительном синтезе народов, населяющих регион, который един в культуре, где одинаково ценят мужество и дружелюбие, мир и свободу»Читатели, которые заранее ознакомились с книгами автора, отмечали, что все они пронизаны чувством любви к ближнему, родному краю…
Всё остальное рекламные материалы и ряд отрицательных отзывов в комментариях пользователей.
Ложь: я не читал ни одного отрицательного отзыва. Хотелось бы узнать, где еще, кроме НИИ Тахо Годи. Забыв о скромности, приведу один отзыв авторитетного сайта:
1.HistoriTime.ru Книги по истории Дарчев Левсет
«Дарчев Левсет является писателем, создающим, ориентируясь на точные данные и свои собственные выводы, издания познавательного и прикладного характера. Дарчев Левсет – это необычное и непознанное в одном издании», что означает, что в книгах все-таки есть высокая художественная ценность и оригинальность замысла.
Категорически недопустимо рекомендовать творчество данного автора для изучения в школе.
Данного автора? Я бы не хотел, чтобы дети равнялись на вас, на ваше образование и ментальность! Вот поэтому приходится проявлять « настойчивость в попытке навязать системе образования «посредственные» книги», чтобы дети ценили родителей: своего отца и мать.
Прошу комиссию Министерства науки и образования при рассмотрении Заключения Муслимовой М.Ш принять во внимание мои замечания.
Часть 2
Заключение
М. М. Курбанова, Доктора филологических наук, профессора
Повести и рассказы». М.: Изд-во ИТРК, 2019.- 176 с.
Представленный на рецензию Министерством науки и образования РД
сборник Левсета Дарчева «Эверест. Восхождение без правил. Повести и рассказы» на предмет включения повестей и рассказов в учебную программу для общеобразовательных учреждений Республики Дагестан вмещает в себе две повести и циклы занимательных рассказов.
Повесть «Эверест. Восхождение без правил» написана, несомненно, талантливым писателем, обладающим довольно приличным опытом прозаического сочинения. Она носит автобиографический характер, поскольку отдельные занимательные детали повествования, колоритные и специфические выражения дагестанца Рашида, реалистические описания тонкостей альпинистского нелегкого труда, этапы и особенности маршрутов и рисков при восхождении на вершины Хан-Тенгри в Киргизии и Эверест в Непале не вызывают сомнений в достоверности.
В повести подкупает созданную автором дружескую атмосферу между альпинистами из разных регионов России (Букреевым, Богомоловым, Аврамовым, Бобковым и Рашидом), что крайне необходимо для взаимовыручки и помощи в трудные минуты и ситуации. Повесть служит своего рода руководством для малоопытных альпинистов, особенно описания «Правил подготовки к восхождению на Эверест».
Реализм повествования, насыщенный удачными художественными оборотами и конструкциями, убедительные образы бесстрашных альпинистов, пейзажные панорамы Гималайских гор и детали труднейших маршрутов на Эверест, склоны которого усеяны замерзшими мертвецами в черных очках и с кислородными баллонами — все это мастерски замечено в повести. Автор не старается показать легкую романтику путешествия своего героя на Хан-Тенгри и Эверест, а описывает сбывшиеся мечты альпиниста
Рашида — сложные и полные опасностями и тревогами восхождения. Писатель не скрывает опасности и трагичности восхождений и поэтому косвенно и прямо призывает альпинистов прислушаться к голосу местных гидов и опытных альпинистов.
Из малых повествований JI. Дарчева больше всего удались рассказы ‘ цикла «Молчание орлов». В них автор сумел показать, как перелетные птицы похожи на людей, как они весной возвращаются домой на Родину и высаживают своих птенцов. Автор мастерски замечает: «Беркут Айси родилась здесь пять лет назад, и это ее пятое возвращение на родину, где она помнит каждый выступ рельефа, каждый водоем, каждое дерево — привычный пейзаж. На этот раз она не одна: вместе с ней следом летит ее избранник — Блэк. Инстинкт. Небо и свобода, мощь и величие».
Известно, что многие птицы выбирают себе пары на всю жизнь, и это поучительно и нравственно значимо. Рассказы могут позитивно влиять на детей в деле сохранения животного мира и экологии, особенно рассказы «Знает птица, что без Родины не годится» и «Глупа та птица, которой свое гнездо не мило».
Эти рассказы и повесть «Эверест. Восхождение без правил» могут быть включены в программы старших классов дагестанских школ и других образовательных учреждений для использованиях их как произведения для внеклассного чтения. Вместе с тем, повести и рассказы требуют редакторской и корректорской шлифовки текстов.